Детский сад "Тополек" р/п Дергачи

Рабочая программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет Кружок «Познай себя»

Принято

 

на педагогическом совете

 

протокол № 1 от 29.08.2013года

 

Утверждено

приказом № 68  от 30.08.2013г

 

Заведующей МДОУ  д/с «Тополёк»

________________ Шумилова Т.М.

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по дополнительному образованию для детей 6-7 лет

 

Кружок «Познай себя»

                                               

 

 

 

Разработал

воспитатель МДОУ

                                                                 д/с «Тополёк»

                                                        Ананченко Т.Ю.



 Пояснительная записка.

   Направленность программы.
Данная программа «Познай себя» направлена на формирование у старших дошкольников представлений о своем организме, на становление и развитие позитивного самосознания, самопознания, самооценки и «образа Я», ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, обладающей саногенным мышлением, чувством собственного достоинства и уважением к людям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни, реализацию идеи жизнетворчества и жизнестроительства.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы миро - и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я», что зачастую не учитывается в повседневной жизни. Усвоение старшим дошкольником знаний о человеческом организме будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, от умения ориентироваться в ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить собственное существование среди других людей, осознать свою неповторимость и одновременно сходство со сверстниками.


    Возрастные особенности детей.
Как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью.
У большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствует действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности внутренних органов и не представляют себе всего многообразия их функций.
Предлагаемые в программе знания о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, опоре при изучении нового на наглядность, чувства, ощущения

  Цели и задачи.
Цель: дать представления о строении тела человека; расширять представления детей о закаливании организма; формировать представления об окружающей детей социальной среде.
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческим организмом решаются следующие задачи:
- формирование у старших дошкольников адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела и назначении органов);
- воспитание у детей положительного отношения к своему телу, потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; формирование навыков ухода за своим телом и оказания элементарной помощи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни;
- развитие умения «слушать» и «слышать» свой организм, понимать себя как целостного существа, осознания самоценности своей и ценности жизни другого человека.
  Предполагаемый результат.
- получить первичные представления о некоторых органах тела человека (коже, желудке, кишечнике, крови, мозге), их местонахождении, значении и основной функции, различать понятия «часть тела» и «орган»;
- иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- осознать себя, свои возможности, понимать свое сходство с другими людьми, понимать их состояния, чувства, переживания
  Сроки реализации.
Представленная программа реализуется в течение года как дополнительные занятия в форме кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, проявивших повышенный интерес к данной области.
Она предполагает проведение одного занятия кружка в неделю, соответственно  36 – в год. Продолжительность занятия – 20 минут. 



 


 Тематическое планирование.


Срок


Раздел, тема

Количество занятий

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя


«Человек. Вот я какой!»

«Человек. Строение тела»

Зачем человеку скелет

«Из чего я сделан (состою). Клетка»

 

1

 

1

 

1

 

1

Октябрь
1 неделя


2 неделя


3 неделя


4 неделя


«Кожа, или Живая одежда»

«Беседа о мышцах»

Почему у человека так много мышц

«Рассказ о нервной системе, о том полезна или вредна боль»

 

1

 

1

 

1

 

1

Ноябрь
1 неделя


2 неделя

3 неделя


4 неделя


Беседа о том, из чего состоит вода, как она защищает организм
«Что нам поведало сердце - великий труженик


Как работает сердце?

Почему надо беречь сердце?

 

1

 

1

 

1

 

1

Декабрь
1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя


Беседа об органах чувств

Как устроены глаза

Как устроен нос

Почему мы ощущаем вкус еды

 

1

 

1

 

1

 

1

Январь
1 неделя


2 неделя


3 неделя


4 неделя

Рассказ о работе печени и почек

Рассказ о том, какие органы стоят на страже здоровья человека
«Обогреем  теремок» (легкие)


«В стране Легких, или Путешествие воздушных человечков»

 

1

 

1

 

1

 

1

Февраль
1 неделя


2 неделя

3неделя


4 неделя


«Для чего человеку зубы?»


«В гости к тете Зубной щетке»

Удивительные превращения пищи внутри нас

Почему человек не может жить без еды

 

1

 

1

 

1

 

1

Март
1 неделя


2 неделя

3неделя

4 неделя


«Как работает мозг»

«Волшебный мозг».

Телефонная сеть теремка

«Как работают нервы»

 

1

 

1

 

1

 

1

Апрель
1 неделя


2 неделя

3неделя

4 неделя


В гостях у Мойдодыра

Школа Чистюлькина

Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда


Береги природу, помогай ей

 

1

 

1

 

1

 

1

Май
1 неделя


2 неделя

3 неделя

4 неделя


Лекарственные растения

Кто тебя окружает

Внимание,  опасность

Развлечение «Путешествие в город здоровячков»

 

1

 

1

 

1

 

1

Всего 36 занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план


Сентябрь

  1. « Человек. Вот я какой!»

Цель:

1Формировать представление об индивидуальности каждого человека. Раскрыть уникальность человеческого организма.
2. Дать детям представление о человеке как о части природы.
3. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, познавать себя и свои возможности

  1. « Человек. Строение человека»

Цель:

1. Формировать представление об индивидуальности каждого человека. Раскрыть уникальность человеческого организма.
2. Дать детям представление о человеке как о части природы.
3. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, познавать себя и свои возможности

2. «Зачем человеку скелет?»

Цель:

1. Познакомить детей с функцией скелета

2. . Развивать понимание роли скелета

3. «Из чего я сделан?» (клетка)

Цель: дать детям определение «Что такое клетка?», из чего она состоит.

Октябрь

1. «Кожа или Живая одежда»

Цель:

1.Осваивать чувствительность кожи человека.
2. Развивать у детей понимание значения кожи как «защитника» и «помощника» при взаимодействии с окружающим миром.
3. Подвести детей к выводу о важности соблюдения правил личной гигиены для кожи.

2. «Беседа о мышцах и о том как их укреплять»

Цель:

1.Познакомить детей с функцией скелета и мышечной системы в организме, особое внимание, уделив позвоночнику, отвечающему за осанку,самочувствие и настроение. 
2. Дать знания о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке двигательного аппарата и формировании мышц. 

3. «Почему у человека так много мышц»

Цель:

1.Познакомить детей с функцией скелета и мышечной системы в организме, особое внимание, уделив позвоночнику, отвечающему за осанку,самочувствие и настроение. 
2. Дать знания о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке двигательного аппарата и формировании мышц. 

4. Рассказ о нервной системе, о том полезна или вредна боль.

Цель: познакомить детей со строением и значением нервной системы человека.

Ноябрь

1.Беседа о том, из чего состоит вода, как она защищает наш организм?

  Цель: дать представление, что такое вода, для чего она нужна.

2 «Что нам поведало сердце – великий труженик»

  Цель:

 Дать детям представление о работе сердца, его положении, строении. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма вообще.

3 Как работает сердце?

Цель: Дать детям представление о работе сердца, его положении, строении. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма вообще

4.Почему надо беречь сердце?

Цель: дать детям представление о работе сердца, его положении, строении. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма вообще

Декабрь

1.Беседа об органах чувств.

Цель: дать представление об органах чувств, их значении, влиянии на развитие организма, здоровье

2.Как устроены глаза

Цель: познакомить со строением глаза; значения зрения в жизни человека.

 

3.Как устроен нос

Цель: познакомить со строением носа, какое значение имеет в жизни человека.

4.Почему мы ощущаем вкус еды?

Цель: познакомить с вкусовыми зонами на языке.

Январь

1.Рассказ о работе печени и почек

Цель: познакомить детей с функциями печени и почек, местах их расположения в организме человека. Дать представление о значении сложной работы этих органов по защите здоровья человека

2.Рассказ о том, какие органы стоят на страже здоровья

Цель: дать представление о том, какие органы борются с проникновением в организм бактерий, вирусов, инфекций, вредных веществ.

3. «Обогреем теремок» (лёгкие)

  Цель:

1Дать детям представление о том, что дыхание — это одна из важнейших функций организма.
2.Развивать умения детей делать выводы о взаимозависимости органов дыхания.
3.Подвести детей к выводу о том, что правильное дыхание приводит к улучшению работы всех
органов, а также к выводам о необходимости профилактики заболеваний органов дыхания.
4.Показать роль дыхания для жизни человека.

4. « В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»

 Цель: 

1Дать детям представление о том, что дыхание — это одна из важнейших функций организма.
2.Развивать умения детей делать выводы о взаимозависимости органов дыхания.
3.Подвести детей к выводу о том, что правильное дыхание приводит к улучшению работы всех
органов, а также к выводам о необходимости профилактики заболеваний органов дыхания.
4.Показать роль дыхания для жизни человека.

Февраль

1.Для чего человеку зубы?

Цель: дать представление о строении зуба, для чего они нужны.

2«В гости к тёти Зубной щётки»

Цель: показать детям важность гигиены полости рта для здоровья человека. Познакомить с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами.

3 «Удивительные превращения внутри нас»

Цель:.

1.Формировать представления о взаимосвязи отделов пищеварения для нормального функционирования человеческого организма
2. Подвести детей к выводу о необходимости языка для определения вкуса и для пережевывания пищи.
3. Развивать умение видеть взаимосвязь языка и зубов в процессе пережевывания и переваривания пищи.

4.Почему человек не может жить без еды

Март

1.Как работает мозг

Цель:

1Дать детям представление о том, что мозг — важный орган человеческого организма. 
2. Познакомить со строением, расположением, с его помощниками — нервными волокнами и спинным мозгом, с принципами их работы, с выполняемыми функциями

2 Волшебный мозг

Цель:

1Дать детям представление о том, что мозг — важный орган человеческого организма. 
2. Познакомить со строением, расположением, с его помощниками — нервными волокнами и спинным мозгом, с принципами их работы, с выполняемыми функциями

3.Телефонная сеть теремка

Цель: назначение мозга. Его роль в жизни человека. Роль органов чувств в работе мозга. Способы развития мозга

4.Как работают нервы

Цель: познакомить детей со строением и значением нервной системы человека, дать о режиме дня и его влиянии на здоровье

Апрель

1. « В гостях у Мойдодыра»

Цель: расширять представления детей об уходе за кожей, волосами ,зубами, значении гигиенических процедур

2.Школа Чистюлькина

Цель: расширять представления детей об уходе за кожей, волосами ,зубами, значении гигиенических процедур

3.«Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда»

Цель: расширять представления детей о закаливании организма. Учить правильно подбирать одежду, обувь, головные уборы  в соответствии с погодными условиями, деятельностью людей, местом нахождения

4 «Береги природу- помогай ей»

Цель: систематизировать и дополнять знания детей о предметах и явлениях природы, культуре взаимоотношений с природой. Дать возможность самостоятельно сформулировать правила поведения в природе.

Май

1.Лекарственные растения

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими в нашем регионе.

2. «Кто тебя окружает»

Цель: формировать представления об окружающей детей социальной среде.

3. «Внимание, опасность!»

Цель: познакомить детей с элементарными правилами поведения в различных ситуациях, которые помогут избежать неприятностей и опасностей.

Итогом является развлечение: «Путешествие в город здоровячков»

Цель: закрепить представления детей по всем пройденным темам.



Планируемые результаты освоения детьми программы.

Предполагаемый результат.

 Дети должны:

-  получить первичные представления о некоторых органах тела человека (коже, желудке, кишечнике, крови, мозге), их местонахождении, значении и основной функции, различать понятия «часть тела» и «орган»;

- иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

- осознать себя, свои возможности,  понимать свое сходство с другими людьми, понимать их состояния, чувства, переживания.

Планируемые результаты освоения программы формулируются в соответствии с

Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики

формирования интегративных качеств воспитанников.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

 

 

 

 

 

Мониторинг освоения программы.

Контрольно-измерительная диагностика

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.

3. Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

– задачи здорового образа жизни;

– задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

– задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для решения задач диагностики используется комплекс диагностических методов:

Диагностические задачи

Методы диагностики

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

Индивидуальные беседы с ребенком.

Проблемные диагностические ситуации.

Проективные методы.

Анализ продуктов детской деятельности.

Наблюдение.

Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.

Беседы.

Диагностические игровые задания.

Наблюдение.

Проблемные ситуации.

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

– задачи здорового образа жизни;

– задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

– задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Наблюдение.

Диагностические игры.

Проблемные ситуации.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 137с.

2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.

3. Гризик, Т.И. Ребенок познает мир / Т.И. Гризик. – М.: «Воспитание дошкольника», 2003. – 130с.

4. Зайцев, Г.К. Уроки Айболита / Г.К. Зайцев. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 40с.

5. Зайцев, Г.К. Твое здоровье / Г.К. Зайцев. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 112с.

6. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра / Г.К. Зайцев. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 32с.

7. Здоровьесберегающие технологии в детском саду / под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 48с.

8. Мониторинг в детском саду / Т.И. Бабаева. – СПб.: Детство-пресс, 2011.-С. 89-120

9. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование / авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 180с.

10. Павлова, М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ / М.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. –157с. 

11. Прицепа, С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / С.С. Прищепа. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

12. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 205с.

13. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований / под общей ред. Н.В.Микляевой. – М.: Перспектива, 2011. – 152с.

14. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 158с.

15. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост. Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 170с.

16. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе / И.В. Чупаха. – М.: Илекса, 2007. – 400с.

17. Шукшина, С.Е. Я и мое тело / С.Е. Шукшина. – М.: Школьная Пресса, 2004.– 47с.

17 октября 2013 в 14:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.