Детский сад "Тополек" р/п Дергачи
рабочая программа по дополнительному образованию Кружок "Дубок" средняя группаПояснительная записка
МДОУ детский сад «Тополёк» работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Одним из приоритетных направлений является экологическое образование детей. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для ДОУ с учетом приоритетного экологического направления работы ДОУ. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Диагностика проводится 2 раза в год. Дополнительные занятия (кружок) по экологическому воспитанию в старшей группе проводятся один раз в неделю. Всего 36 дополнительных занятий в год. Длительность одного занятия – 20минут. Целью кружковой работы является познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним; осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких – либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Также дети знакомятся с неживой природой: со свойствами воды, воздуха, почвы и т. д. У детей формируются начала экологической культуры – осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В основной программе дети получают только новые знания о природе, а программа С.Н.Николаевой дает возможность дать эти знания более глубоко и на основе этих знаний выработать у детей осознанно – правильное отношение к ней. В основной программе в экологическом воспитании не просматривается практическая деятельность дошкольников, а у С.Н. Николаевой эта деятельность имеет ключевое значение. Совместный труд с воспитателем позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. дети приобщаются к созидательному процессу. Эстетическое развитие способствует умению детей видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства) и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которою надо беречь с малых лет. Сопутствующие формы обучения: а) экскурсии б) выставки в) КВН г) экологические игры Формы занятий: 1. целое (полное) 1. практические виды деятельности (опыты, эксперименты, исследования) 1. труд 1. игра Цели и задачи программы Цели программы: познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним; осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких – либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту; формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране. Основные задачи программы: Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края. Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
Тематический план
Перспективный план Сентябрь 2. Что такое природа? 1. Я и природа 1. Дом под крышей голубой Октябрь 1. Я и природа 2. Вода вокруг нас 1. Кто живет в воде 1. Что растете в воде Ноябрь 1. Обитатели уголка природы (рыбы, раки, улитки) 1. Без чего нам жить нельзя (воздух) 1. Наши пернатые друзья 1. Обитатели уголка природы (попугаи) Декабрь 1. Солнце – большая звезда 1. Что у нас под ногами (песок и глина) 1. Что у нас под ногами (камни и земля) 1. Эта волшебница – вода (опыты) Январь 1. Лес как экосистема 1. Домашние животные 1. Пруд, озеро, река как экосистема 1. Кто в доме – природе живет Февраль 1. Комнатные растения 1. Как растут растения 1. Комнатные растения 1. Зеленая аптека Март 1. Лес как экосистема 1. Луг как экосистема 1. Что в доме – природе растет 1. О чем поют птицы Апрель 1. Морские обитатели 1. Лес как экосистема 2. Природа как среда обитания, “дом” человека 1. Как жить в дружбе с природой Май 1. Как увидеть воздух, как услышать воздух (опыты) 1. Степь как экосистема 1. Нелюбимые животные 2. Мой край родной
Сентябрь 2.“Что такое природа?” Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. 1. “Дом под крышей голубой”. Цель: Дать детям понять: что планета земля – это наш общий дом: на планете много материков, морей и океанов, два полюса Северный и Южный. Закрепить умение детей различать природные объекты от искусственных. Составлять небольшие рассказы на тему: “Я путешествую на облаке”. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. Октябрь. 1. “Я и природа”. Цель: Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе; знать характерные признаки каждого времени года, изменения, происходящие в живой и неживой природе; воспитание любви к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость. 1. “Вода вокруг нас”. Цель: Расширять представление детей о воде, значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода. Познакомить детей с явлением природы: круговорот воды в природе. Воспитание бережного отношения к воде. 1. “Кто живет в воде?” Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность именно к водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. 4. “Что растет в воде?” Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания. Ноябрь. 1. “Обитатели уголка природы”. Цель: Уточнить виды животных, которые имеются в уголке природы, все они нуждаются в определенных условиях жизни. Закрепление навыков ухода за обитателями уголка природы. 1. “Без чего нам жить нельзя”. Цель: Познакомить детей с понятием “воздух”, его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. 1. “Наши пернатые друзья”. Цель: Учить детей различать и правильно называть зимующих и перелетных птиц по их характерным признакам. Классифицировать птиц на зимующих на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Развивать познавательный интерес у детей к жизни пернатых друзей. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. 4. “Обитатели уголка природы ”. (попугаи) Цель: Учить детей по внешним особенностям попугаев определять их нормальное или болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода. Закрепление навыков ухода за попугаями. Декабрь. 1. “Солнце – большая звезда”. Цель: Дать детям представление о солнце, как о звезде, рассказать о планетах солнечной системы. Солнце – источник света, тепла. Показать детям роль солнца в жизни человека, влияние на его здоровье. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к Солнцу. 1. “Что у нас под ногами ”. (песок и глина) Цель: Расширять представление детей о неживой природе. Систематизировать знания о свойствах песка и глины, как человек использует песок и глину в своей деятельности. Формировать у детей интерес к объектам неживой природы 3. “Что у нас под ногами?” (земля и камни) Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы, о жизни на земле и в земле. Познакомить с разнообразием камней в природе, их отличительные признаки, как человек использует камни. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. 4. “Эта волшебница - вода” Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Воспитывать у детей интерес к опытам и исследованиям с водой. Январь. 1. “Лес как экосистема”. Цель: Дать детям понятия о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу, показать детям их взаимосвязь друг с другом, у детей формируется понятие о невидимых ниточках в природе. Воспитание любви и бережного отношения в природе. 1. “Домашние животные”. Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных, чем они отличаются, их место обитания. Учить детей понимать необходимость охраны не только животных, но и их “домов”; оказывать помощь животным, которые рядом с нами. 1. “Пруд, озеро, река как экосистема”. Цель: Познакомить детей с представителями водных обитателей, показать их особенности, приспособленность именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих обитателей и среды их обитания. 4. “Кто в доме - природе живет” Цель: Познакомить детей с разнообразием животного мира нашей планеты Земля. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных, устанавливать связи между средой обитания и внешним миром. Воспитание бережного отношения к животным. Февраль. 1. “Комнатные растения” Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Воспитывать интерес к жизни растений. 1. “Как растут растения”. Цель: Углублять знания детей о существовании растений в разных экосистемах, какие условия им необходимы для роста и развития. Развивать у детей интерес к растительному миру. 1. “Комнатные растения”. Цель: Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями и способами их размножениями. Воспитание бережного отношения к растениям, умение сопереживать им как живым существам. 1. “Зеленая аптека”. Цель: Дать детям представления о целительных свойствах зеленых растений, познакомить с некоторыми из них; учить детей узнавать и правильно называть их характерные признаки. Понимание неповторимости каждого вида растения, их роль в природе и в жизни человека. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям. Март. 1. «Лес как экосистема». Цель: Показать детям разнообразие растительного мира леса, познакомить с его разновидностями (лес бывает еловый, сосновый и широколиственный). Сравнение хвойных и лиственных деревьев, чем они похожи и чем различаются. Роль леса в жизни человека, вспомнить с детьми правила поведения во время отдыха в лесу. 1. «Луг как экосистема». Цель: Расширять представления детей о жизни луга как экосистемы, показать взаимосвязь растительного и животного мира в этой экосистеме. Воспитание любви к родному краю. 1. «Что в доме - природе растет». Цель: Показать детям разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Учить детей понимать неповторимость каждого вида растения, их роль в природе и в жизни человека. Воспитывать у детей интерес к растительному миру природы. 1. «О чем поют птицы». Цель: Систематизировать знания детей о птицах, их жизни в разное время года, особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении к среде обитания. Познакомить с удивительными загадками и тайнами природы. Продолжать активизировать познавательные способности детей. Желание помочь птицам в трудных условиях. Апрель. 1. «Морские обитатели». Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов. 1. «Лес как экосистема». Цель: Закрепить знания детей о животных и растениях леса, невидимых ниточках природы, подвести к пониманию того, что в природе существует все в равновесии. Закрепить с детьми правила поведения в лесу, умение соответственно им себя вести. 1. «Природа как среда обитания «дом» человека». Цель: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов. Человек является частью природы и ему необходимы условия жизни, что и для всех живых организмов: тепло, свет, воздух и вода. 1. «Как жить в дружбе с природой». Цель: Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой: как человек использует природу. Воспитание бережного отношения к природе и к предметам, сделанными руками человека. Май. 1. «Как увидеть воздух, как услышать воздух». Цель: Углублять и расширять знания детей о свойствах воздуха через опыты с ним; показать роль воздуха в жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес. 1. «Степь как экосистема». Цель: Расширять представления детей о жизнедеятельности растений и животных в степи, их приспособлении к среде обитания. Развивать у детей познавательный интерес к окружающей действительности. 1. «Нелюбимые животные». Цель: Учить детей узнавать и правильно называть земноводных, рептилий; понимать, какую приносят пользу эти животные в природе; формирование правил поведения с этими животными. 1. «Мой край родной». Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о жизни растений и животных родного края. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь к родному краю. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 1. должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе; 2. проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; 3. помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. форма итога: итог проводиться в виде: 1. открытое занятие; 2. проект; 3. презентация Система мониторинга
Список использованной литературы
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду» 2. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»
17 октября 2013 в 14:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.