Детский сад "Тополек" р/п Дергачи

Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для детей 5-6 лет

«Принята»

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от  «29» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Заведующей МДОУ «Тополек»

_________/ Т.М. Шумиловой/

Приказ № 68

от «30» августа 2013 г.

Дополнительная образовательная программа

театрального кружка «Теремок»

для детей 5-6 лет

 

срок реализации 1 год

 

Программа разработана:

Утешкалиевой Еленой Анатольевной

воспитателем 1 квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.п. Дергачи

 

1. Пояснительная записка

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня дошкольника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности  духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.

Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

 

 2. Возрастные особенности детей

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении ребенка происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.).

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я буду как принцесса» и т.д.).

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на их правила.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.д.).

В этом возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Развиваются специальные умения:

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.

«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

Дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.

 

 

3. Цели и задачи

 

Цель программы – создание условий для социализации личности дошкольников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи программы:

 •    развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;

 • формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

 •    выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

 • развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

 •  формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность,  толерантность.

 

 

4. Методы работы, используемые на занятии

 

Беседы с элементами игр, показ, чтение художественной литературы, использование наглядного материала – иллюстрации, картины, фотографии, книги, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, игры-инсценировки, экскурсии, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео.

 

5. Ожидаемый результат

Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы:

Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

Умение следить за развитием сюжета

Сформированность образно-выразительных движений (мимика,  имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений)

Умение различать эмоциональные состояния героев

Умение свободно ориентироваться на сценической площадке

Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность

Дети проявляют познавательный интерес, творческие способности

Дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние

Самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки

6. Форма итоговой работы

 

Итоговые занятия проводим в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях.

 

7. Сетка по дополнительному образованию

Кружок «Теремок»

 

Количество детей

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Длительность занятия

Время

работы

10

1

36

20 минут

15:45 – 16:05

 

 

 

8. Перспективный план

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

 

Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови своё имя ласково»

Пантомимические задания

Развивать  устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Представьте себе…

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Встреча со знакомыми сказками.

Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслаблению.

Настольный театр «Два жадных медвежонка»

Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.

Октябрь

Пока занавес закрыт!

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. 

Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Развивать интерес детей к сценическому искусству

Ноябрь

Ритмопластика

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить.

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем..

Сказка о глупом мышонке

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Декабрь

Зеркало, зеркало – скажи…

Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

 Репетиция сказки о глупом мышонке  (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Мешок с сюрпризом (театр кукол бибабо, кукол марионеток)

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Развлечение «Разбойники в новогоднем лесу»

Развивать пластику движений.  Доставить детям радость, хорошее настроение.

январь

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать  интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Учить детей владеть куклами марионетками.

Инсценировка «Зима и дети»

Развивать навыки монологической и диалогической речи.

февраль

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол  би-ба-бо)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Этюд  «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать  основные эмоций.

Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Театральная игротека

«Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

Упражнять во владении куклой.

Март

Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Выступление по мотивам  сказки «Заюшкина избушка»

Помочь детям испытать удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Куклы-марионетки

Продолжить обучения работы с этими куклами.

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Познакомить детей со сказкой.

Апрель

Техника речи. Отработка диалогов

Развивать умение строить диалог. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

Ритмопластика

Развивать умение в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

На болоте две подружки, две зеленные лягушки

Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Продолжать работу над событием в лесу.

Май

К нам гости пришли!

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Итоговая викторина «Мы любим сказки» с участием родителей

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Обращать внимание детей на правильное произношение в диалогах, верное исполнение песни.

Спектакль «Красная шапочка»

Творческий отчёт по театральной деятельности.

 

9. Тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество занятий

1.

Знакомство с основами драматизации (импровизация, поиск выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения)

13

2.

Знакомство с основами актерства (игровые движения, выразительное чтение, мимика, выразительность движений)

12

3.

Знакомство с основами кукольного театра

3

4.

Самостоятельная театральная деятельность

8

 

Итого:

36

 

 

10. Мониторинг уровня развития

Фамилия, имя ребенка

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукло

вождения

Основы коллективной творческой  деятельности

1.  

Аргутина Анна

2.  

Бардалиев Дамир

3.  

Бородина Катя

4.  

Боков Миша

5.  

Нурмашева Мадина

6.  

Савченко Ольга

7.  

Тихомирова Виктория

8.  

Уракчинцева Лиза

9.  

Хрипунова Ангелина

10.  

Чинтасов Ислям

 

 

 

 

Критерии 

отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (8-10 баллов) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения) пьесы. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (4-7 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, использую эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активной участвует  в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (1-3 баллов) – малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.

 

 

11. Литература

 

Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г

 А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

М. Д. Маханева  «Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера» 2003г.

Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г

Буренина А.И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля

 

 

 

 

 

 

17 октября 2013 в 13:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.