Детский сад "Тополек" р/п Дергачи
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для детей 5-6 лет
срок реализации 1 год
Программа разработана: Утешкалиевой Еленой Анатольевной воспитателем 1 квалификационной категории
р.п. Дергачи
1. Пояснительная записка Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня дошкольника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Программа ориентирует на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовав фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
2. Возрастные особенности детей Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении ребенка происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.д.). В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я буду как принцесса» и т.д.). В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на их правила. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.д.). В этом возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж. Развиваются специальные умения: «Зритель» становится помощником и советчиком. «Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности. «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно. Дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.
3. Цели и задачи
Цель программы – создание условий для социализации личности дошкольников, их эмоционально-эстетического развития. Задачи программы: • развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности; • формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; • выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей; • развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография; • формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность.
4. Методы работы, используемые на занятии
Беседы с элементами игр, показ, чтение художественной литературы, использование наглядного материала – иллюстрации, картины, фотографии, книги, сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, игры-инсценировки, экскурсии, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео.
5. Ожидаемый результат Знания, умения и навыки, которые приобретают дети в ходе реализации программы: Устойчивый интерес к театрализованной деятельности Умение следить за развитием сюжета Сформированность образно-выразительных движений (мимика, имитация, интонационная выразительность, сочетание речи и движений) Умение различать эмоциональные состояния героев Умение свободно ориентироваться на сценической площадке Перенос литературных образов в самостоятельную деятельность Дети проявляют познавательный интерес, творческие способности Дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние Самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки 6. Форма итоговой работы
Итоговые занятия проводим в форме концертов, театрализованных постановок для детей и родителей на праздниках, утренниках и развлечениях.
7. Сетка по дополнительному образованию Кружок «Теремок»
8. Перспективный план
9. Тематический план
10. Мониторинг уровня развития
Критерии отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий. Высокий уровень (8-10 баллов) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения) пьесы. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень (4-7 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, использую эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активной участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень (1-3 баллов) – малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.
11. Литература
Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» М. Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера» 2003г. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г Буренина А.И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля
17 октября 2013 в 13:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.