Оборудование для исследовательской деятельности
·Прозрачные и непрозрачные емкости.
·Мерные ложки, колбы, пробки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
·Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
·Резиновые груши разного размера.
·Пластиковые, резиновые трубочки.
·Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
·Пластиковые контейнеры.
·Рулетка, линейка.
·Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
·Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
·Цветные прозрачные стекляшки.
·Лупы, зеркало, магниты.
·Лопатки, грабли, лейки.
·Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для исследовательской деятельности.
Материалы, подлежащие исследованию.
·Пищевые материалы: сахар, соль, мука, чай, кофе, активированный уголь.
·Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
·Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
·Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности
1. Работа только под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Экспериментально – исследовательская деятельность детей
(3-5 лет)
1.«Вода прозрачная»
Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет цвета.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет. Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком – нет.
2. «У воды нет запаха»
Цель: Опытным путем показать детям, что вода не имеет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопровода может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
3. «Лед – твердая вода»
Цель: Опытным путем показать детям, что лед – это вода в твердом состоянии.
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разный промежуток времени.
4. «Снег»
Цель: Опытным путем показать детям, что рассыпчатый снег не лепится, а влажный лепится.
Опыт проводится на прогулке, предложите детям скатать шарик из рассыпчатого снега, затем смочите снег в воде и предложите скатать шарик из влажного снега. Сравните, какой шарик получился ровным, а какой рассыпает?
5. «Вода нужна всем»
Цель: Опытным путем показать, что вода нужна всем.
Дайте каждому ребенку две горошины или фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и,будет постоянно подливать воды, поддерживая ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. У какой из горошинок появится росток, а какой нет. Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
6. «Песок»
Цель: Опытным путем показать детям, что песок сыпучий.
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
7. «Веточка живая»
Цель: Опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а – «спят».
Занесите в группу веточку тополя, поставьте ее в теплую воду и каждый день наблюдайте с детьми, что с ней происходит. Через некоторое время появятся липкие почки, а потом листики. Зарисовывайте все изменения в дневнике наблюдений.
8. «Посадка лука»
Цель: Опытным путем показать детям, что в воде лук прорастает быстрее, чем в земле.
Возьмите банку с водой и «посадите» в неё луковицу, рядом поставьте баночку, наполненную землей и посадите в неё другую луковицу. Наблюдайте каждый день и зарисовывайте изменения в дневник наблюдений. У какой из луковиц первой появятся зеленые ростки.
9. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать».
Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха) Опять наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).
О чем мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
10. «Откуда появляется песок»
Цель: Опытническим путем показать детям способ образования песка.
Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1-2 минуты выньте кусочек из воды, снова нагрейте и опять опуститев холодную воду. Теперь попробуйте разломить кусочек. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждениисжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным. Вот откуда берутся маленькие песчинки.
11.«Ветер расселяет деревья по новым местам»
Цель: Опытническим путем показать детям как распространяются семена деревьев.
Возьмите семена клена, ясеня, сосны и опустите их. Наблюдайте за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.
12. «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Цель: Опытническим путем показать детям, что на солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Наливают в два блюдца воды – одно блюдце ставят на солнце, другое в тень. Затем проверяют, в каком блюдце испарилась быстрее вода. На солнце вода испарилась быстрее, чем в тени.
13. «Радуга»
Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.
Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Ра – дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
14. «Буря»
Цель: Опытническим путем показать детям силу ветра.
Опустите на воду кораблики с парусами, изготовленные из природных материалов или бумаги. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит, когда ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
15. «Влияние силы тяжести на рост растений»
Цель: Опытническим путем показать детям, что растения поворачивают свои листья вверх независимо от положения.
Возьмите комнатное растение, положите горшок с цветком на бок на книги. В течении недели наблюдайте за положением листьев и стеблей. Стебли и листья поворачиваются кверху. В растении содержится ростовое вещество ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин, концентрируется в нижней части стебля. Часть, где накопился ауксин, растет энергичнее, и стебель растет вверх.
16. «Песок – рыхлый»
Цель: опытническим путем показать детям, что песок рыхлый.
Возьмите палочку и попробуйте «посадить» ее по очереди в стакан с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы выяснили, что песок – рыхлый.
17. «Как кошка языком чистит себе шерстку»
Цель: Опытническим путем показать детям, как предмет с шершавой поверхностью может чистить другой предмет.
Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей или наждачной бумагой. Осмотрите пилку и палей. Потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметны в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
18. «Живые часики»
Цель: Опытным путем показать, что растения могут показывать время.
Опыт проводится на участке или за комнатным цветущим растением. Обратите внимание детей на цветок утром, как он раскрыт, зарисуйте с детьми. Затем в дневное время суток и вечером, что происходит с ним в разные части суток. Сравните рисунки. Спросите детей, что они заметили? Растение можно назвать живыми часиками.
Экспериментально – исследовательская деятельность детей
(5-7 лет)
1. «Вода -жидкая, может течь»
Цель: опытническим путем показать детям, что вода «жидкая» и может течь.
Дайте детям два стакана – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая и может течь ее называют – жидкостью.
2. «Пар – это тоже вода»
Цель: Опытным путем показать детям парообразное состояние воды.
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркало. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и вскипятите воду в присутствии детей при этом не забывайте о технике безопасности. Обращайте внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
3. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Цель: опытническим путем показать детям свойство воды, как растворителя.
Дайте детям два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешайте его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось пить не сладкий чай. Можно попробовать растворить и другие вещества, дайте детям: соль, кофе.
Предложите детям размешать акварельную краску в стакане с водой. Желательно, чтобы у каждого был свой цвет, тогдавы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
4. «Вода не имеет формы»
Цель: Опытническим путем показать детям, что вода не имеет формы.
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет в любом месте он останется кубиком (до тех пор , пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда , имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
5. «Вода нужна всем»
Цель: Опытническим путемпоказать детям важность воды в природе.
дайте каждому ребенку две горошины или две фасолинки. Одну из них положите на блюдце, в смоченную ватку ипостоянно поддерживайте ее во влажном состоянии. Вторую горошину поместите на другое блюдце в сухую ватку и не смачивайте вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В результате этого опыта ребенок убедится в роли воды в развитии, прорастании растении.
6. «Растения пьют воду»
Цель: Опытническим путем показать детям, что растения «пьют» воду.
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
7.«Радуга»
Цель: Опытническим путем показать детям образование радуги.
Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода играет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «Ра – дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
8. «Животворное свойство воды»
Цель: Опытническим путем показать детям живительную способность воды и то, что деревья зимой остаются живыми, у них замедляется сокодвижение (отдыхают).
Заранее срежьте веточки разных деревьев: тополь, береза, клен, ясеньи т. д.
Обратите внимание детей на то, что на них нет листьев, веточки как – будто не живые. Возьмите сосуд , наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки, определите от какого дерева та или иная веточка. После этого поставьте веточки в воду на видное место. Во второй сосуд воду не наливайте. Каждый день наблюдайте за веточками, в каком сосуде веточки быстрее оживут. Зарисуйте в дневнике наблюдений.
9. «Иней»
Цель: Опытническим путем показать детям процесс образования инея.
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Иней.
10. «Ветер»
Цель: Опытническим путем показать детям образование ветра.
Прикрепите над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? (дети могут определить на ощупь). Теплый воздух стремится вверх, а холодный воздух с улицы – вниз. Значит, они встречаются и полоски колеблются, получился – ветер. Ветер – образуется при встрече теплых и холодных масс воздуха.
11. «Гром и молния»
Цель: Опытническим путем показать детям образование грома и молнии.
Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем – нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте шарикидруг к другу, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молнии в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.
12. «Как определить возраст рыбы»
Цель: Учить, опытническим путем устанавливать возраст рыбы по чешуе.
Положите чешуйку на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе деревьев, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.
13. «Жизненный цикл мушек»
Цель: Опытническим путем проследить жизненный цикл мушек.
Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого времени отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколок, из которых, в конце концов, появятся мушки.
14.«Живые часики»
Цель: Опытным путем показать, что растения могут показывать время.
Опыт проводится на участке или за комнатным цветущим растением. Обратите внимание детей на цветок утром, как он раскрыт, зарисуйте с детьми. Затем в дневное время суток и вечером, что происходит с ним в разные части суток. Сравните рисунки. Спросите детей, что они заметили? Растение можно назвать живыми часиками.
15. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать».
Цель: Опытным путем показать детям, что воздух прозрачен.
Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха) Опять наберем в пакет воздуха и снова его выпустим (2-3 раза).
О чем мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать
16. . «Как кошка языком чистит себе шерстку»
Цель: Опытническим путем показать детям, как предмет с шершавой поверхностью может чистить другой предмет.
Потрите грифель о палец, пока на нем не появится след от карандаша. С легким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей или наждачной бумагой. Осмотрите пилку и палей. Потрите пилку о ватный тампончик. Осмотрите пилку и тампон. Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Этот опыт показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит ее. Кошачий язык шершавый, как наждачная бумага, так как на нем расположены жесткие бугорки, особенно заметны в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубку, эти бугорки снимают с нее пыль, грязь и выпавшие волоски.
17. «Чистота – залог здоровья»
Цель: Опытническим путем показать, как можно сделать нашу планету чище.
Понаблюдайте с детьми за территорией, где разбросано много мусора. Что здесь не так? (много мусора) Какой мусор? (банки, коробки, баночки из – под йогурта и т. д.)
Как можно сделать так, чтобы здесь стало чисто? (убрать мусор) А лучше ребята не бросать его, разделять бытовые отходы и пищевые. А еще можно использовать вторично то, что мы хотели выбросить. Вместе с детьми можно изготовить различные поделки из бросового материала. «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят»
18.«Дары природы»
Цель: Опытным путем показать детям, что из природного материала можно мастерить поделки, на примере мастеров народного творчества.
Предложить детям рассмотреть кусок дерева и камень. Как вы считаете, что мягче дерево или камень. Давайте проверим. Воспитатель берет острый предмет, возможно гвоздь и наносит на камень царапинки. А затем тоже проделывает с кусочком дерева. Посмотрите, где остались глубокие борозды? (на дереве) Значит дерево мягче. Детям показывают работы народных мастеров по дереву. (Богородская игрушка) |